Если ваш ВАЗ 2109 отказывается заводиться с ключа, не паникуйте. Первое, что нужно сделать, это проверить напряжение в цепи зажигания. Для этого включите зажигание и измерьте напряжение на клемме «30» разъема подключения жгута проводов к замку зажигания. Если напряжение составляет менее 12 В, то проблема, скорее всего, в неисправном замке зажигания или его контактах.
Если напряжение в норме, проверьте предохранитель цепи зажигания. Он находится в монтажном блоке под капотом. Если предохранитель перегорел, замените его на новый с таким же номиналом. После замены предохранителя попробуйте снова завести машину.
Если и после замены предохранителя стартер не крутит, проверьте реле стартера. Оно находится в монтажном блоке под приборной панелью. Для проверки реле нужно отсоединить разъем и замкнуть контакты «87» и «87а». Если после этого стартер начал крутить, то проблема в реле.
Если реле исправно, проверьте сам стартер. Для этого нужно снять защиту картера и проверить обмотки стартера на обрыв. Если обрыв найден, обмотку нужно заменить. Если обмотки в порядке, проверьте втягивающее реле стартера. Для этого нужно подать на него напряжение от аккумулятора и проверить, срабатывает ли оно. Если реле не срабатывает, его нужно заменить.
Если все вышеперечисленные элементы исправны, проблема может быть в проводке. Проверьте все провода, идущие к стартеру, на обрывы и короткие замыкания. Если найдете неисправный провод, замените его.
Проверка напряжения в цепи зажигания
Если ваш стартер не крутит с ключа, первым делом проверьте напряжение в цепи зажигания. Для этого вам понадобится мультиметр. Если у вас его нет, не отчаивайтесь — можно воспользоваться лампочкой на 12 В и патроном.
Начните с проверки напряжения на клемме «30» аккумулятора. Оно должно составлять 12 В. Если напряжение ниже, возможно, аккумулятор разряжен или имеет неисправность. В этом случае зарядите или замените аккумулятор.
Затем проверьте напряжение на клемме «15» катушки зажигания. Оно также должно быть 12 В. Если напряжение отсутствует, проверьте предохранитель F7, расположенный в монтажном блоке. Если он перегорел, замените его.
Если напряжение на клемме «15» есть, но стартер не крутит, проверьте напряжение на клемме «50» катушки зажигания. При повороте ключа в положение «Старт» на этой клемме должно появиться напряжение около 12-14 В. Если напряжения нет, проверьте провода, идущие от выключателя зажигания к катушке. Возможно, они оборваны или плохо подключены.
Если напряжение на клемме «50» есть, но стартер не крутит, проверьте напряжение на клемме «87» реле стартера. При повороте ключа в положение «Старт» на этой клемме должно появиться напряжение около 12 В. Если напряжения нет, проверьте предохранитель F11, расположенный в монтажном блоке. Если он перегорел, замените его.
Если напряжение на клемме «87» реле стартера есть, но стартер не крутит, проверьте напряжение на клемме «86» реле стартера. При повороте ключа в положение «Старт» на этой клемме должно появиться напряжение около 12 В. Если напряжения нет, проверьте цепь питания реле стартера. Возможно, где-то есть обрыв или плохой контакт.
Если напряжение на всех клеммах есть, но стартер не крутит, возможно, неисправен сам стартер или его обмотки. В этом случае лучше обратиться к специалисту.
Диагностика и замена предохранителя
Если ваш ВАЗ 2109 не крутит стартер с ключа, первым шагом в диагностике проблемы может быть проверка предохранителя цепи стартера. Вот как это сделать:
1. Найдите монтажный блок предохранителей в вашем автомобиле. Он обычно расположен под приборной панелью или под капотом.
2. Найдите предохранитель цепи стартера. Он может быть обозначен как «Стартер» или иметь соответствующий номер. Обычно это предохранитель на 30 или 50 Ампер.
3. Осмотрите предохранитель. Если он перегорел, внутри него не будет видно металлической перемычки. Также проверьте, нет ли на нем внешних признаков повреждения или оплавления.
4. Если предохранитель перегорел, замените его новым предохранителем такой же мощности. Никогда не используйте предохранитель большей мощности, так как это может привести к короткому замыканию и дальнейшему повреждению цепи.
5. После замены предохранителя попробуйте снова завести автомобиль. Если стартер все еще не работает, проблема может быть в другом месте цепи или в самом стартере.